- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Принципы функционирования национальной платежной системы.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016303 |
Тема: | Принципы функционирования национальной платежной системы. |
Содержание
Содержание Введение 7 Глава 1. Принципы функционирования национальной платежной системы 10 1.1 Организация современной платежной системы. 10 1.2 Структура платежной системы. 12 1.3 Нормативное регулирование современного платежного механизма. 17 Глава 2. Безопасность расчетов и платежей в условиях современных технологий. 23 2.1 Анализ экономической эффективности отдельных форм расчетов для банка и его клиентов 23 2.2 Внутрибанковские технологии и документооборот по операциям, связанным с банковскими картами 26 2.3 Организация защиты платежной системы 49 Глава 3. Оценка эффективности национальной платежной системы и основные направления ее развития 52 3.1 Анализ основных показателей развития национальной платежной системы 52 3.2 Анализ политики Центрального Банка в рамках развития национальной платежной системы 67 Заключение 77 Список использованных источников 80 Введение Актуальностьтемыисследованиязаключаетсявнеобходимостиувеличенияэффективностиденежногообращениязасчетодновременногосокращенияиздержекиограничениярисков,присущихсовременнойсистемеденежногообращения.Электронные платежные системы (ЭПС)посвоейэффективностисерьезнопревосходятвсетрадиционные платежные системы (ПС).Недостаткибумажногоденежногообращения(высокиеиздержки,незаконныеоперации,мошенничество,возможностьинфляции,ущербэкологииипрочее),которыестановятсявсеболееострымивпоследнеевремя,вполнемогутбытьпреодоленыврамкахиспользованияэлектронных платежных систем.Втожевремя,многиеисследователиполагают,чтораспространениеэлектронных платежных системнесетвсебепотенциальнуюугрозудлястабильностиэкономическойсистемы.Активнообсуждаетсявопросоправеличностинаконфиденциальностьприменительнокденежнойинформацииипротиводействиюотмываниюпреступныхдоходовврамкахиспользованияэлектронных платежных систем. Вданномключевнаучныхкругахсегодняразвернуласьсерьезнаядискуссияоцелесообразности,перспективахиграницахиспользованияэлектронной платежной системы,котораясопровождаетсябольшимобъемисследований,публикуемыхвформенаучныхстатей,монографий,коллективныхработ,изданиемспециализированныхжурналов.Данныйфакттакжесвидетельствуетобактуальноститемыисследования. Степеньизученностипроблемы.Смоментапоявленияпервойэлектронной платежной системы,проблемамвнедренияииспользованияэлектронной платежной системыуделяетсявсебольшеевнимание.Особенноактивноизучениеиразработкавопросоввнедренияииспользованияэлектронной платежной системыидетвзападныхстранах,гдеизародиласьсаматехнологияэлектронныхрасчетов.ВРоссиидонедавнеговременивопросыпостроениясовременныхрозничныхэлектронных платежных системненаходилидолжногоотражениявработахотечественныхученых,тогдакаквопросампостроениясистемоптовыхбезналичныхрасчетоввсегдауделялосьповышенноевнимание.Сегодняситуацияначинаетменяться-появляютсяотечественныетруды,посвященныеименносферерозничныхрасчетов. Учитываявышесказанное,можноговоритьосреднейстепениизученностивопросоввнедренияииспользованияЭПСвсферерозничныхрасчетовзарубежнойнаукой.ВРоссиипроблемуможносчитатьмалоизученнойиузкоосвещаемой,посколькунасегодняшнийденьнеимеетсяспециальныхотечественныхисследований,посвященныхкомплексномуизучениюданныхвопросовсучетомпоследнихтехнологическихдостижений,втовремякакнеобходимостьтакихисследованийдлядальнейшихпреобразованийвстранеочевидна,апереводыработзарубежныхавторовотсутствуютилитруднодоступны. Вследствиеэтого,основнуюрольвразработкетемыдипломногоисследованиясыгрализарубежныепубликации. ЭкономическаязначимостькомплексногоисследованияисистематизациинаучногоопытавобластивнедренияииспользованиясовременныхрозничныхЭПСвнациональныхимеждународныхрасчетах,сцельювыработкиконкретныхрекомендацийвчастиоптимизациимеханизмовденежногообращения(втомчислеприменительнокРоссии)сучетомданногоопыта,предопределилаактуальностьтемыисследованияиобусловилаеевыбор. ЦельисследованиязаключаетсявтеоретическойоценкеипрактическоманализепоявленияиразвитияЭПС,визучениииобобщениисовременнойпрактикиорганизацииифункционированияЭПС,атакжеопределениинаправленийихсовершенствования. Объектомисследованияслужитденежноеобращение,какпроцесснепрерывногодвиженияденег.Платежныесистемы. Предметисследованияданнойработы-конкретныеинновациивсфереденегиденежногообращения,появлениекоторыхсвязаносмощнымрывкомвразвитиинаукиитехникивXXвеке.Речьидетопоявленииэлектронногоносителяинформацииикомпьютернойтехники,какинструментаееобработки.Такимобразом,основноевниманиевработеуделяетсяисследованиюсовременныхавтоматизированныхплатежныхсистем,каксовокупностифинансово-экономических,технологических,правовых,информационныхиорганизационныхвзаимоотношений,складывающиесямеждусубъектамиденежногообращениявсвязисвнедрениемновыхспособоврасчета. Длядостиженияданнойцелинеобходиморешитьследующиезадачи: -раскрытьпонятиеавтоматизированныхплатежныхсистем; -рассмотретьклассификациюавтоматизированныхплатежныхсистем; -проанализироватьзарубежныйопытиспользованияавтоматизированныхплатежныхсистем; -проанализироватьособенностидокументооборотаиотражениявбухгалтерскомучетеоперацийсбанковскимикартами; -изучитьэффективностьплатежнойсистемыРФ; -рассмотретьпроблемыиперспективыразвитияплатежныхсистемвРФ. Теоретическойиметодологическойосновойсталосочетаниедиалектическогометодаиобщенаучныхподходов,инструментарийобщейэкономическойтеории,количественныеспособыанализа,изучениеисравнениенормативно-правовойбазыразличныхстран,трудызарубежныхироссийскихспециалистоввобластитеорииденег,кредитаипрактикипостроенияплатежныхсистем. Глава 1. Принципы функционирования национальной платежной системы 1.1 Организация современной платежной системы. На сегодняшний день, в мире санкционных запретов, Россия как никогда нуждается в собственной национальной платежной системе, это является достаточно актуальной темой, поскольку платежная система (в дальнейшем ПС) остается неотъемлемой частью денежной системы государства, финансового рынка. Сначала, стоит разобраться, что же из себя представляет понятие «платежная система». Платежная система - это механизм, способствующий выполнению денежных обязательств участников, возникающих в результате их экономической деятельности. В федеральном законе РФ №161-ФЗ «О национальной платежной системе» приводится следующее определение: «НПС - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).»1 Необходимость создания национальной платежной системы продиктовано обеспечением гарантий бесперебойности транзакций на территории России, их надежности и т.п. На данный момент у России можно выделить преимущество для создания ПС, которое выражается в наличии собственного опыта создания платежных систем по таким инструментам, как «Золотая корона», «ПРОСТО», и, кроме того, доступ к международному опыту создания и применения ПС с инструментарием «Visa», «MasterCard», «JCB», «UnionPay». То есть, опираясь на этот опыт, можно избежать массы ошибок, многие из которых познаются, как правило, эмпирическим путем. Следующей причиной необходимости создания НПС в России является антикризисная программа. В свете непростых экономических взаимоотношений в мире, как следствие, это выразилось через взаимные санкции на различные сектора экономики финансового рынка. Тогда такие крупные компании как VISA и MasterCard под давлением приостановили обслуживание некоторых российских банков. Одним из решений по выходу страны из сложившейся кризисной ситуации и был сделан шаг к созданию национальной платежной системы. 5 мая 2014 года Президентом РФ был подписан указ о создании национальной системы платежных карт. Собственная платежная система является своего рода ключом к финансовой независимости государства. На официальном сайте «Национальной платежной системы» 5представлен план развития организации. Он состоит из трех этапов, на каждый из которых определен соответствующий временнойпромежуток: 1-ый этап (до 31 марта 2015 года) включает в себя создание операционно-независимой платформы обработки платежей; 2-ой этап (апрель-декабрь 2015 года) - запуск и развитие платежных инструментов; 3-ий этап (2016-2018 годы) - продвижение на внутреннем и внешнем финансовых рынках, совершенствование платежной системы «МИР». Основными задачами платежной системы являются: бесперебойность функционирования; надежность функционирования; эффективность проводимых операций; повышение финансовой грамотности населения в сфере платежных услуг; прочность ПС и т.д. В качестве основной функциональной нагрузки, которую выполняет новая система, выступает развитие финансового рынка, обеспечение его стабильности, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, анализ состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций и, соответственно, кредитных организаций.3Если точнее говорить, то основной функцией ПС является - обеспечение устойчивости хозяйственного оборота. Само наличие ПС дает множество преимуществ, таких как: управление ликвидностью банками, контроль за денежно-кредитной сферой. К сожалению, в России, как и в любом государстве в период кризиса, актуальна проблема и экономических «пузырей», необеспеченных реальным золотым запасом финансовых инструментов (ценных бумаг). В России финансовые рынки крайне не разработаны и специфичны. Некоторые перспективы развития, а именно, прогноз и современное состояние российского финансового рынка представлен в работе,7 что наглядно демонстрирует необходимость инновационной платежной системы. Экономический рост зависит от множества факторов, в том числе от современности ПС, так как совершенная ПС обеспечит эффективный механизм перевода денег. Следовательно, инновации в данной сфере всегда приветствуются, поскольку они будут способствовать росту КПД ПС не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ , т.е. местных рынках для поддержания и развития инфраструктуры региональных рынков. «Важнейший вопрос сегодня - это определение показателей эффективности формирования инфраструктуры и направлений ее совершенствования».8 Для реализации НПС была создана организация «Национальная система платежных карт», основным и единственным акционером которой является Центральный банк РФ. 1.2 Структура платежной системы. Согласно ФЗ Российской Федерации от 27 июня 2015 года № 161Национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы). [1] Данная структура платежной системы финансового рынка позволяет его профучастникам делать свои прогнозы, а насколько эти прогнозы будут успешными, будут зависеть выигрыши или проигрыши всех участников финансовой системы. Одна из подобных разработок описана таким образом: «Результаты статистической обработки данных о том, насколько часто сбываются прогнозы финансовых рынков, показывают, что вероятность совпадения прогнозов с реально наступившими событиями составляет около 50%».10 Каждый участник описанной системы имеет свой определенный функционал. Количество участников может сокращаться, но ни в коем случае не увеличиваться. Не соблюдение данных требований может вызвать волну сбоя в функционировании целостности системы, что обусловлено методическими критериями оценки риска. В частности на одной из платформ финансового рынка, а именно по рынку долговых обязательств автор одной из статей пишет: «В Методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 21.06.1999, показатель дюрации применяется для защиты от процентного риска.».11 За достаточно короткий промежуток времени проведен огромный объем работы: от создания процессингового центра для обеспечения расчетов, разработки самой идеи карты «МИР», ее защищенности, до базового функционала. Тем не менее, банковские карты «МИР» пока не пользуются широким спросом на внутреннем рынке, а «VISA» и «MasterCard» по-прежнему функционируют на территории страны в соответствии с действующим законодательством. В плане защиты от рисков целесообразна разработка моделей оценки рисков платежного инструмента, как вариант, на рынке страхования, представленных в работах. В технологическом плане Россия практически не отстает от стран, активно пользующихся собственными платежными системами. В 2015 году АО «Национальная система платежных карт» присоединилась к EMVCo(Международный стандарт для операций по банковскимкартам с чипом)- организации устанавливающей стандарты для чиповых карт и операций с ними. На данный момент «МИР» опирается только на базовые функции: переводы средств, оплата товаров, операции с внесением и снятием наличных. А на перспективу планируется существенно расширить перечень услуг, включая возможность бесконтактных платежей и т.п.14 Таким образом, по представленному обзору можно сделать выводы: в настоящем национальная платежная система нуждается в существенном апгрейде и распространении в массы, но в перспективе, она создаст определенные преимущества для финансовой системы государства - обеспечит финансовую независимость государства, относительную защищенность со стороны внешних факторов, снижение выплат комиссии международным платежным системам. В итоге, несмотря на еще предстоящие сложности с функционированием НПС на территории РФ и заграницей, в долгосрочной перспективе ее реализация может благоприятно сказаться на финансовой системе государства в целом. В соответствии с федеральным законом от 27.06.2015 N161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О национальной платежной системе" оператором по переводу денежных средств является организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. [1] Операторами по переводу денежных средств являются: 1) Банк России; 2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; 3) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы[1]: 1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств); 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2015 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности"; 3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) органы Федерального казначейства; 5) организации федеральной почтовой связи.14 Банк России считает, что структура НПС складывается из «институционального и инфраструктурного взаимодействия», тем самым подчеркивая взаимодействие отдельных элементов в рамках каждого механизма, но представить НПС, как систему, состоящую из одного только взаимодействия достаточно трудно, ведь это еще и инфраструктурный механизм. Учитывая это, можно выделить следующие элементы системы: 1. плательщики и получатели денежных средств; 2. денежные требования по обязательствам центрального и коммерческих банков; 3. платежные инструменты и платежные услуги; 4. финансовые институты и счета в финансовых институтах; 5. операционные, клиринговые и расчетные системы; 6. рыночные механизмы; 7. механизмы консультаций и координации; 8. правовая и нормативная база. 1 НПС играет важную роль в жизни государства: 1) обеспечивает реализацию экономической и финансовой политики государства, в том числе: * денежно-кредитной политики (платежи на денежном рынке и рынке ценных бумаг в рамках управления денежной массой и процентными ставками); * бюджетно-налоговой политики (платежи в рамках процедур сбора налогов и распределения бюджета); * валютной политики (платежи на валютном рынке в рамках управления курсом национальной валюты); * инвестиционной политики (платежи в рамках реализации государственных инвестиционных проектов) и т.д. 2)НПС дает возможность осуществлять и другие платежи, находящиеся за рамками хозяйственного оборота и выполнения государственных задач (предоставление безвозмездной помощи, оплата штрафов и т.д.). При этом эффективность осуществления платежей определяется следующими факторами: - способностью НПС быстро и эффективно обрабатывать крупные и мелкие платежи; - устойчивостью НПС к флуктуациям ликвидности и дефолтам экономических субъектов; - способностью НПС обеспечивать безопасность, надежность и конфиденциальность процессов осуществления платежей; - способностью НПС обеспечивать непрерывное функционирование платеж-ной инфраструктуры и ее быстрого восстановления в случае сбоев и т.д. 12 Совершенно очевидно, что структура НПС РФ весьма сложная. Она включает операционные, клиринговые и расчетные системы по платежам, действующим в стране, даже если их головные офисы находятся за ее пределами. Институциональная структура функционально связывает заинтересованные стороны в рамках инфраструктурных механизмов в НПС. Роль НПС РФ в жизни государства положительно сказывается на результатах финансовой деятельности субъектов экономики. В связи с этим большинство государств уделяют вопросам построения и развития НПС большое внимание, стараясь поддерживать на современном уровне национальные платежные институты и национальную платежную инфраструктуру. 1.3 Нормативное регулирование современного платежного механизма. На современном этапе развития российского общества пластиковые карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг. Основными предпосылками развития российского рынка банковских карт являются: - интеграция в мировую систему безналичных платежных систем; - стремление кредитной организации выйти на международный рынок и, как следствие, возрастание его престижа и привлекательности для клиента; - организация оперативных и удобных для клиентов форм расчетов; - уменьшение объема наличных средств, вследствие этого снижение стоимости осуществляемых операций. В соответствии с целым рядом документов программного характера (Стратегией развития платежной системы, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, Основными направлениями денежно-кредитной политики) одним из важнейших направлений является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов, базирующихся на современных банковских технологиях, включая платежные карты. Нормативное регулирование безналичных расчетов, осуществляемых по операциям с использованием подобных инструментов, является одной из задач Банка России, выполняемых в качестве регулятора отношений в сфере платежных систем и расчетов. Говоря о правовой основе регулирования отношений в сфере выпуска и обращения банковских крат, следует отметить, что интенсивное развитие банковских услуг с их использованием происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс их обращения. Обращение банковских карт в России регулируется: - положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П; - положением ЦБ РФ от 19 июня 2016 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»; - письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»; - письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 86-Т «О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций» и другими актами Ищенко С.В. Государственно-правовое регулирование обращения банковских карт в Российской федерации// Право и экономика.-2014.- №11.-с. 65-68. На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов). Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт - положение Центрального Банка Российской Федерации «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утвержденное ЦБ РФ 24 декабря 2004 г., № 266-П. Конституционной основой выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учеб. Пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 400 с.. Несмотря на имеющуюся теоретическую базу, разработки ученых-экономистов и правоведов в области обращения банковских карт, законодательство, регулирующее данную сферу отношений, сильно отстает. Это выражается, прежде всего, в отсутствии нормативного правового акта уровня закона, устанавливающего правила осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами. При этом даже применяемое сейчас Положение № 266-П содержит ряд противоречий и проблем, которые требуют изучения и разрешения в целях совершенствования процесса обращения банковских карт Ищенко С.В. Развитие рынка пластиковых карт зависит от ряда следующих факторов: - наличие полностью сформированной научно обоснованной и практически подтвержденной правовой базы; - экономико-организационная деятельность банков, имеющих в своем арсенале услуг банковские карты, а также увеличение предложений со стороны банков в данной сфере; - уровень развития сети терминалов в организациях торговли и услуг и расширение инфраструктуры обслуживания крат; - рост степени доверия со стороны населения к банковским картам посредством повышения финансовой грамотности населения. Линейка банковских услуг в сфере обращения банковских карт должна находиться в постоянной динамике, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Именно это позволит развивать банковский бизнес в целом. Подобная положительная динамика возможна лишь при условии достаточной правовой базы, которая должна стать верным ориентиром в процессе совершенствования обращения банковских карт на территории Российской Федерации, что будет способствовать развитию всей экономики российского государства. Как указано в Положении № 23-П, банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. При этом данное положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом. [5] Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК). При выдаче карты на практике заключаются самые различные договора. Однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен действующим Гражданским законодательством, но и не противоречит существующему правопорядку (согласно п. 2 ст. 421 ГК, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами).16Если рассматривать структуру договора о выдаче и обслуживании банковской карты, можно прийти к выводу, что в его составе содержатся элементы двух других - договора банковского счета и договора о совершении расчетов по операциям с использованием банковских карт. Следует отметить, что, наличие «расчетного» договора предусмотрено Положением. В соответствии с ним использование карты возможно на основании договора, заключенного с ее эмитентом. Поскольку под использованием карты следует понимать в первую очередь составление расчетных документов, то договор, на основании которого она используется, включает элементы договора на осуществление расчетов. Таким образом, поскольку договор о выдаче и обслуживании банковской карты содержит в себе элементы двух вышеописанных договоров, он будет являться смешанным. В данном случае один элемент такого договора - договор банковского счета - предусмотрен законом (ГК), а другой - договор о совершении расчетов по операциям с использованием банковской карты - нормативным актом (Положением Банка России). Главная особенность его законодательного регулирования - то, что «к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы, которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора» (п. 3 ст. 421 ГК). Иными словами, это означает, что смешанный договор регулируется правилами о договорах, входящих в его состав. Таким образом, законодательная база России, регламентирующая работу с банковскими пластиковыми картами, еще не сформировалась. Кроме действующего Положения банки руководствуются федеральными Законами, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России, одновременно разрабатывают свои внутренние инструкции и правила по организации эмиссии и проведения операций с банковскими картами, а также руководствуются стандартами и правилами, разработанными платежными организациями. Отношения между участниками платежной системы регулируются заключенными между ними договорами. Глава 2. Безопасность расчетов и платежей в условиях современных технологий. 2.1 Анализ экономической эффективности отдельных форм расчетов для центрального банка России и его клиентов ПлатежнаясистемаБанкаРоссииреализуетрядфункций,направленныхнадостижениеосновныхцелейдеятельностиБанкаРоссии,установленныхзаконодательствомРоссийскойФедерации,предоставляетширокийспектрплатежныхуслугкредитныморганизациямиорганамгосударственнойвласти,обладаянаименьшимуровнемрисковвнациональнойплатежнойсистеме(далее- НПС),являетсяееосновнымстабилизирующимэлементом.ЗаконодательнозакрепленасистемнаязначимостьплатежнойсистемыБанкаРоссии.7 ПравовуюосновуэффективногоибесперебойногофункционированияплатежнойсистемыБанкаРоссииобеспечиваютнормативныеактыБанкаРоссии. ВладельцемиоператоромплатежнойсистемыБанкаРоссии,операторомпопереводуденежныхсредствиоператоромуслугплатежнойинфраструктурывплатежнойсистемеБанкаРоссииявляетсяБанкРоссии. В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2015 N161-ФЗ (ред. от 18.07.2017)"О национальной платежной системе"БанкРоссии: -определяетправилаосуществленияпереводаденежныхсредствчерезплатежнуюсистемуБанкаРоссии; -осуществляетпереводденежныхсредствчерезплатежнуюсистемуБанкаРоссиипособственнымоперациямиоперациямсвоихклиентов,расчетноеобслуживаниесчетовбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерацииидругихклиентов,неявляющихсякредитнымиорганизациями; -предоставляетоперационныеуслуги,услугиплатежногоклирингаирасчетныеуслугиприосуществлениипереводаденежныхсредствчерезплатежнуюсистемуБанкаРоссии; -осуществляетрегулирование,оперативноеуправление,мониторинг,сопровождениеиконтрользафункционированиемплатежнойсистемыБанкаРоссии. РазвитиеплатежнойсистемыБанкаРоссииосуществляетсявсоответствиисКонцепциейразвитияплатежнойсистемыБанкаРоссиинапериоддо2015года,одобреннойСоветомдиректоровБанкаРоссии(протокол№16от16июля2014 года),дляобеспечения:7 -повышенияэффективностипроведенияединойгосударственнойденежнокредитнойполитикизасчетосуществленияврежимереальноговременирасчетныхоперацийпоеереализации; -повышенияустойчивостибанковскойсистемыРоссийскойФедерациикраспространениюрисковпутемосуществленияконтроляихвозникновенияилокализациисостороныБанкаРоссии; -созданияусловий,способствующихповышениюэффективностифункционированиянациональныхфинансовыхрынков,втомчисле,засчетиспользованияпринятыхвмеждународнойпрактикенадежныхмеханизмоврасчетовпозаключеннымсделкам; -расширениявозможностейкредитныхорганизацийиихклиентовпоиспользованиюплатежныхуслуг,предоставляемыхвплатежнойсистемеБанкаРоссии; -предоставленияФедеральномуказначействуновыхвозможностейдляэффективногорешениязадачприосуществленииконтролядоходнойчастииуправлениярасходнойчастьюфедеральногобюджета. ПереводденежныхсредстввсистемахрасчетовплатежнойсистемыБанкаРоссииосуществляетсябезкаких-либоспециальныхтребованийкихразмеруиназначениюнаплатнойосновеилибесплатновсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерации.7 ДляосуществленияпереводаденежныхсредствклиентамБанкаРоссии-кредитныморганизациям,действующимнатерриторииРоссийскойФедерации,ихфилиалам(порешениюкредитнойорганизации),атакжедругимклиентамБанкаРоссии,неявляющимсякредитнымиорганизациями(ихфилиалами),втомчислеФедеральномуказначействуиеготерриториальныморганам,открываютсябанковские(корреспондентские)счета(субсчета)вБанкеРоссии.Нарисунке1можноувидетьмодельдействующейплатежнойсистемы. Рис.2.1Модельдействующейплатежнойсистемы Переводденежныхсредствосуществляетсявпределахостаткаденежныхсредствнабанковском(корреспондентском)счетеклиентаБанкаРоссии,имеющегосянасчетекмоментуосуществленияперевода,илимитавнутридневногокредитаикредитаовернайт,еслионустановленБанкомРоссиипокорреспондентскомусчетукредитнойорганизации. СовступлениемвсилуПоложенияБанкаРоссииот29.06.2016№384-П«ОплатежнойсистемеБанкаРоссии»вплатежнойсистемеБанкаРоссииприсовершениивсехвидоврасчетныхоперацийприменяетсяэлектронныйдокументооборот.7 ВовсехрегионахРоссийскойФедерацииклиентыБанкаРоссии,являющиесяучастникамиобменаэлектроннымисообщениями,включаяполучателейибанкиполучателей,получиливозможностьпредставлениявБанкРоссиивсехвидовраспоряженийвэлектронномвиде,втомчислеинкассовыхпоручений,платежныхтребований,платежныхордеров.Регламентированоосуществлениевсехдействийвэлектронномвидепополучениюакцептаплатежныхтребований. 2.2 Внутрибанковские технология и документооборот по операциям, связанным с банковскими картами Учетоперацийповнесению(пополнению)денежныхсредствнасчетклиентадляобеспеченияоперацийсиспользованиемрасчетныхкартоформляетсянабалансовыхсчетахследующимизаписями. Внесениефизическимлицомвзноса(пополнения)денежныхсредствналичнымивголовномотделениибанка,вкоторомэмитируетсякарта,оформляетсянаосновеприходногоордера: Дт20202«Кассакредитныхорганизаций»; Кт40817«Физическиелица»; Кт40820«Счетафизическихлиц-нерезидентов». Оформлениеоперацииповнесениюденежныхсредствбезналичнымпутемвголовномотделениибанка,вкоторомэмитированакарта: Дт42301–42307«Депозитыипрочиепривлеченныесредствафизическихлиц»,40817«Физическиелица»; Кт40817«Физическиелица»; Или Дт42601–42607«Депозитыипрочиепривлеченныесредствафизическихлиц-нерезидентов»,40820«Счетафизическихлиц-нерезидентов»; Кт40820«Счетафизическихлиц-нерезидентов»; Или Дт405–407Счетюридическоголицавзависимостиотформысобственности; Кт405–407Счетюридическоголицавзависимостиотформысобственности,открытыйнаоснованиидоговорабанковскогосчета,предусматривающегосовершениеоперацийсиспользованиемрасчетных,кредитныхкарт. Пооперациипополнениясчетапривнесенииденежныхсредствфизическимлицомформируетсяприходныйордервтрехэкземплярах,вкоторомвназначенииплатежауказываютсяполностьюфамилия,имя,отчество(еслиимеется)держателякартыиееномер.10 Юридическоелицопредставляетвбанкоформленноеплатежноепоручениенакаждуюсуммупополнения.Вграфе«Назначениеплатежа»указывается«Пополнениесчетадлярасчетовсиспользованиемкорпоративнойкарты». Первыйэкземплярплатежногодокумента(приходногоордера,платежногопоручения)помещаетсявдокументыдня,второйвыдаетсяклиенту,третийэкземплярпередаетсявЦПС.10 Учетвыдачиденежныхсредствирасчетовсклиентомпооперациям,совершеннымсиспользованиембанковскихкарт Основаниемдляосуществлениярасчетовпооперациямсиспользованиемплатежныхкартиподтвержденияихсовершенияявляетсядокументпооперациямсиспользованиемплатежнойкарты,составленныйнабумажномносителеи(или)вэлектроннойформе. Документпооперациямсиспользованиемплатежнойкартыдолженсодержатьследующиеобязательныереквизиты: –идентификаторбанкомата,электронноготерминалаилидругоготехническогосредства,предназначенногодлясовершенияоперацийсиспользованиемплатежныхкарт; –видоперации; –датусовершенияоперации; –суммуоперации; –валютуоперации; –суммукомиссии(еслиимеетместо); –кодавторизации; –реквизитыплатежнойкарты. Присовершенииоперацийвпунктевыдачиналичныхдокументпооперациямсиспользованиемплатежнойкартынабумажномносителеприегосоставлениидополнительнооформляетсяподписямидержателяплатежнойкартыикассира. Документпооперациямсиспользованиемплатежнойкартыможетсодержатьдополнительныереквизиты,установленныеправиламиучастниковрасчетовиливнутрибанковскимиправилами. Еслидокументпооперациямсиспользованиемплатежнойкартысоставляетсябезосуществленияпроцедурыавторизации,ноприэтомвозникаетобязательствоэмитентапередэквайреромпоисполнениюэтогодокумента,кодавторизациивнемнеуказывается.10 Реквизитыдокументапооперациямсиспользованиемплатежнойкартыдолжнысодержатьпризнаки,позволяющиедостоверноустановитьсоответствиемеждуреквизитамиплатежнойкартыисоответствующимсчетомфизическоголица,юридическоголица,индивидуальногопредпринимателя,атакжемеждуидентификаторамиорганизацийторговли(услуг),пунктоввыдачиналичных,банкоматовибанковскимисчетамиорганизацийторговли(услуг). ПривыдачеилиприеменаличныхденежныхсредствввалютеРФиливиностраннойвалютесиспользованиемплатежныхкартвпунктевыдачиналичныхкредитнойорганизациипомимодокументовпооперациямсиспользованиемплатежныхкартоформляютсяприходные(расходные)кассовыеордера,предусмотренныеПоложениемБанкаРоссииот24.04.2008№318–П«Опорядкеведениякассовыхоперацийиправилаххранения,перевозкииинкассациибанкнотимонетыБанкаРоссиивкредитныхорганизацияхнатерриторииРоссийскойФедерации»,иоформляетсядокумент,подтверждающийпроведениеоперацийсналичнойвалютойичеками,иреестроперацийсналичнойвалютойичеками,предусмотренныеИнструкциейБанкаРоссииот16.09.2014№136-И«О....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: